Анализ произведения «Васюткино озеро» Астафьева. Урок-исследование по рассказу В


«Васюткино озеро» Астафьева

Жанр произведения — рассказ. Рассказ о путешествии, кото-рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой — мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи — мама, дед, отец, рыбаки. Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, — снабжать рыбаков кед-ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глухаря. Это завязка рассказа. После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа — поведение человека в экстремальной ситуации. Васютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет. Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рассказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге — так умело писатель рассказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова — отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План

  1. Неудачи на рыбном промысле.
  2. Охота на глухаря.
  3. Васютка заблудился.
  4. Жизнь в лесу.
  5. Озеро.
  6. Удачное спасение.

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.

Герой рассказа Виктора Астафьева “Васюткино озеро” родился и вырос в таежном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя “переиначивать таежные законы”: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.

В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретенные навыки и умения разжечь костер даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря “драгоценный припас” – патроны. А главное – желание выжить во что бы то ни стало. “Тайга хлипких не любит,”- эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нем водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.

Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.

Озеро, названное Васюткиным, – это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

(3 оценок, среднее: 2.33 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Васюткино озеро – это название озера, которое обнаружил тринадцатилетний мальчик Васютка. Его действительно не было на карте, оно было сравнительно...
  2. В рассказе перед читателем предстает поэтичная картина рус­ской деревни. Жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они –...
  3. Роман “Идиот” стал реализацией давних творческих задумок Ф. М. Достоевского. его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому...
  4. Порою человек мнит себя творцом природы, возвышает себя над остальными живыми существами, но такое господство носит относительный характер. Перед напором...



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: (слайд 2)

  • Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к тексту.
  • Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.
  • Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней, забота о близких.

Задачи урока: (слайд 3)

  • Учить работе с изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную основу произведения.
  • Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической составляющей как попытки перебороть свой страх.
  • Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с использование образных слов и выражений из текста
  • Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.

Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чтение и обсуждение эпиграфов. (слайд 4)

Природа –не только источник жизни. Она и воспитатель души.
Мир природы всегда отражает мир человека.
Природа - одна для всех. Она нужна всем.
В.П. Астафьев

2.1. Вступительное слово учителя: (слайд 5)

Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим разными поколениями людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир человека на переломе жизненных обстоятельств. Автор показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни, испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, все-таки побеждает.

2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6)

3. Этап открытия новых знаний.

1. Аналитическая беседа по прочитанному:

Чтение отрывка из рассказа (слайд 7)

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!”

Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей. Что это за люди, что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места, названные именами чем-то выдающихся людей.

(Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные именами легендарных людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.)

А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали озеро? (высказывания ребят) (слайд 8)

Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге, но не раскисший, не растерявшийся, не потерявший веры в себя.

Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь рыбакам пощелкать вечером”.)

Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?

(“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют уверенность, что все с маленьким героем будет хорошо?

Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес- бери еду, бери спички”?

(В тайге все может случиться.)

А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь”.)

Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9)

Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней пройдут многие люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия.

А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение)

А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет, многое увидит и испытает.) (слайд 10)

Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще?

(Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.)

4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”.

1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка?

(Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях , потерял их.)

“Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий. полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим...

Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху.

И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение).

2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12)

“Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник-паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет- убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”

До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох и бросился бежать.)

Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь, что будет, - отрешенно подумал он.)

Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)

Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13)

Слобохарактерных

Слабосильных

Малосильных

Бессильных

Бесхарактерных

Расслабленных

Тщедушных

Маломощных

Болезненных

Растерянных

Отчаявшихся

Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в тайге, что делать. Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему было страшно! Как он испугался корня-выворотня! Да и как было не испугаться такого чудовища!

Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не терять присутствия духа!)

3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15)

А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга.

Чтение и анализ 1 эпизода.

Кедровки кричали

Желна заплакала

Синички потрошили, попискивая

Белка пронеслась, всполошено цокая

Уставилась на Васютку

Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие, движение, в данном случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения тайги).

2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка: Тайга...Тайга...)

Обратим внимание на эпитеты - красочные определения.

Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем.

Облака редкие

Проемы голубые

Ватой спрессованной

Ложились на тайгу

Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью величие природы.

4. - А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки? (слайд 16)

Безразличная

Безучастная

Спокойная

Бесчувственная

Холодная

Бесстрастная

Неотзывчивая

Васютка понял, что погибает. Пусть с тобой будет, что угодно, а она останется такая же холодная, величавая, вечная.

5. - Ребята, попробуйте словами изобразить внутреннее состояние Васютки в этот момент. (Словесное рисование внутреннего состояния героя)

6. Спасение Васютки.

Васютка решил идти на север (“...в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра”.)

Какие качества характера помогают мальчику выбираться из тайги? (Наблюдательность, смекалка, жизненный опыт его предков-таежников.)

Как Васютка открыл озеро? (Идя на север, он увидел на своем пути воду, подумал, что вышел к Енисею, но это оказалось проточное озеро, да к тому же полное белой рыбы. Опять же помогла его наблюдательность, смекалка.)

Какие чувства испытывает Васютка, когда обнаруживает, что то место, возле которого он ночевал, всего лишь небольшой залив, а озеро открылось перед ним потом. (Он очень обрадовался –это и путь к спасению и возможность помочь рыбакам. “Вот где рыбищи-то, наверно... Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить. Выбраться бы, рассказать бы.”)

7. Подведение итогов урока.

Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем? (слайд 17)

Ребята, как вы думаете, почему Васютка умеет так видеть и чувствовать красоту природы? (Он всегда с природой, в природе, он как бы растворен в ней, впитал от рождения с молоком матери любовь к тайге, любовь к природе.)

8. Домашнее задание. (слайд 18)

На выбор: нарисовать иллюстрации к рассказу или вспомнить и подготовить рассказ о событиях, происходивших с вами в лесу, с использованием образных слов и выражений из текста рассказа “Васюткино озеро”.

9. Рефлексия. Выберите начало фразы из рефлексивного экрана и скажите одним предложением о том, что узнали сегодня на уроке, как работали, оценили свою активность, эффективность работы своей группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (слайд 19)

  • Обучающие:

  • Формировать умение анализа художественного произведения, внимания к тексту;

  • Развивающие:

  • Развивать навыки групповой работы;

  • Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;

  • Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.



  • Васюткино озеро» - один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем.

  • Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро»... Это первый детский рассказ Астафьева.



    «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.»


  • 2) Каким было занятие Васютки у рыбаков?

  • 3) Как он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?

  • 4) А каким чувством веет от наказа матери?

  • 5) Почему был заведен такой строгий порядок: «идешь в лес – бери еду, бери спички»?


Затеси

  • Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.


  • «лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»?

  • А у человека отчего бывают морщинки?


  • Только ли в тайге нужны затеси? Где ещё?

  • До каких пор длилось его оцепенение? Что он вспомнил, что заставило его действовать?


  • Почему сбился с тропинки Васютка?

  • Когда он окончательно понял, что заблудился?



Слабых

  • Слабых

  • Слабохарактерных

  • Слабосильных

  • Немощных

  • Бессильных

  • Расслабленных

  • Маломощных

  • Болезненных

  • Растерянных

  • Отчаявшихся


  • О ком он вспомнил, укладываясь на ночлег?


  • Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел?





Кедровки кричали

  • Кедровки кричали

  • Желна заплакала

  • Синички потрошили, попискивая

  • Белка пронеслась, вполошённо цокая

  • Уставилась на Васютку

  • Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов?



  • Эпитеты – красочные определения:

  • Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем;

  • Облака редкие;

  • Проемы голубые;

  • Ватой спрессованной ложились на тайгу.


  • Равнодушная

  • Эпитеты-синонимы:

  • Безразличная

  • Безучастная

  • Спокойная

  • Бесчувственная

  • Холодная

  • Неотзывчивая

  • Нечувственная


  • А вы так сможете ли почувствовать красоту природы?

  • Прочитайте, как он нашел озеро. Какая деталь в тексте говорит о том, что он знал все приметы?