Фз о социальной политике. Изменения и дополнения в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации


Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ

    Решение от 6 ноября 2018 г. по делу № А33-18345/2018

    Орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39. 15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным...

    Постановление от 6 ноября 2018 г. по делу № А46-211/2018

    Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (ФАС ЗСО)

    Инстанций норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное им требования. По мнению общества, судами не учтено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, ...

    Решение от 26 октября 2018 г. по делу № А33-12080/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    И земельных отношений администрации города Красноярска уведомил Вощенко С.А. о расторжении договора аренды через три месяца о дня направления настоящего уведомления. Уведомление получено ответчиком 15 . 02.2013. 15 . 11.2017 специалистами администрации Железнодорожного района проведено обследовании территории по адресу: г. Красноярск, ул. Железнодорожников, 20Б, в результате которого выявлено, что временное сооружение - павильон, ...

    Решение от 18 октября 2018 г. по делу № А33-18861/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Именно с 10.09.2015; в договоре № 1737 стороны согласовали, что условия данного договора распространяются на правоотношения сторон, возникшие до заключения договора, а именно с 15 . 09.2015. Дополнительными соглашениями от 18.12.2017 № 5928-вс к договору аренды № 1787, № 5930-вс к договору аренды № 1737 срок действия договора аренды продлен до 30....

    Решение от 15 октября 2018 г. по делу № А51-13846/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Владивосток Дело № А51-13846/2018 15 октября 2018 года Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 15 октября 2018 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Овчинникова...

    Инвалиды в России относятся к одной из социально незащищенных категорий граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. В зависимости от степени тяжести состояния здоровья выделяют 3 группы инвалидности.

    Определение закона

    Данный закон гарантирует всем гражданам, имеющим инвалидность, равные права с остальными гражданами, а также социальную поддержку государства. На основании данного закона обязаны действовать все государственные органы и соблюдать законные права инвалидов.

    Закон о социальной защите подразумевает предоставление инвалидам необходимых условий для их жизнедеятельности, а также реализацию ими права на реабилитацию.

    Общие положения

    Действие данного закона распространяется на людей, признанных инвалидами. Инвалидами в России, согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», считаются те люди, которые были признаны специальной социальной медицинской экспертизой.

    Основными параметрами для определения инвалидности является способность человека самостоятельно оказывать себе необходимые действия для обеспечения жизнедеятельности.

    В зависимости от степени самостоятельности человека врачами-экспертами устанавливается .

    Детям, не достигшим совершеннолетнего возраста 18 лет, устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Группа инвалидности определяется только после достижения им 18 лет. Это связано с тем, что в процессе развития ребенка достаточно сложно определить степень самостоятельности исходя из возраста развития малыша.

    Государство берет на себя обязательства по защите прав каждой группы инвалидов. Данные обязательства прописываются в статье 2 данного закона, которые обязательны для исполнения всеми государственными органами.

    Законодательными актами установлено, что в России каждый гражданин имеет право на обеспечение ему равных условий жизнедеятельности, а также на создание дополнительных вспомогательных условий, если он в них нуждается.

    Эти права закреплены в основном законе Российской Федерации Конституции, а также в Федеральном законе « О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 3.1 этого закона никто не вправе дискриминировать людей по инвалидности и ущемлять их в предоставленных им законодательством правах.

    Компетенции федеральных органов и органов местного самоуправления распределены в статье 4 и 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов». На основании данного распределения обязаны действовать все федеральные и местные органы.

    Все инвалиды числятся в Пенсионном Фонде в определенном реестре, куда вносятся основные данные о каждом из них. В этом реестре учитываются персональные данные, а также сведения о трудовой деятельности человека и получаемых им льготах. Порядок ведения данного реестра регулируется статьей 5.1 настоящего закона.

    Статья 6 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет ответственность за причинение вреда здоровью любого человека, которое привело к инвалидности. Виновные люди несут уголовную, материальную, административную и гражданско-правовую ответственность за нанесение вреда здоровью.

    С тем какие полагаются льготы детям инвалидам можно ознакомиться .

    Медико-социальная экспертиза

    Глава 2 данного закона устанавливает конкретный порядок определения инвалидности. Данное заключение выдается социальной медицинской экспертизой. В нее входят врачи, которые должны определить тяжесть заболевания и его последствия, которые приводят к неполноценному функционированию человека. Определение и деятельность данной экспертной группы определены в статье 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

    На основании определения состояния человека данная комиссия должна также проанализировать и предоставить следующие данные:

    • реабилитационный курс для восстановления человека;
    • аналитику причин возникновения инвалидности и ее характера в целом у населения России;
    • разработка общих комплексных мер для инвалидов каждой группы;
    • причины смерти инвалидов в тех ситуациях, когда семья умершего имеет право на получение государственной поддержки;
    • степень трудоспособности инвалида;
    • заключение о группе инвалидности.

    Эти обязанности указаны в 8 статье настоящего закона. Решение данной комиссии не подлежит оспариванию другими органами власти и обязательно для исполнения.

    Реабилитация и абилитация инвалидов

    Под абилитацией понимается процесс восстановления отсутствовавших у человека способностей к бытовой и профессиональной деятельности. Это определение указано в 8 статье настоящего закона.

    Общественные объединения

    В России разрешены статьей 33 настоящего законодательного акта общественные объединения, созданные с целью оказания помощи инвалидам.

    Государство обязано оказывать им содействие в реализации помощи инвалидам. Данное содействие оплачивается из средств местного бюджета каждого субъекта.

    Кроме того сами инвалиды могут создавать подобные объединения. Их представители должны участвовать в принятии государственных решений, касающихся инвалидов. Данные объединения могут иметь на своем балансе недвижимое имущество, автомобили и прочую собственность.

    Организациям, чей уставной капитал более половины процентов состоит из взносов инвалидов, а также фонд оплаты труда на четверть предоставлен им, могут быть выделены в безвозмездное пользование здания и нежилые помещения. Кроме того такие организации участвуют в программе поддержки малого бизнеса.

    Видео

    Выводы

    Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки инвалидов. Согласно данному закону, они не должны нуждаться в платной медицинской помощи, платных вспомогательных средствах. Кроме того им осуществляется поддержка в сфере образования и получения профессии, а также помощь в дальнейшем трудоустройстве. Наряду с этим они получают материальную поддержку от государства. А вот о том, какой группе инвалидности какие льготы полагаются читайте .

    Вступление в силу данного закона регулируется его статьей 35, а его действие статьей 36. На основании их другие законы не могут противоречить данному законодательному акту. А вступает он в силу с момента его публикации.

    В действительности этот закон работает не в полную свою силу, потому что местные государственные органы не полноценно контролируют исполнение этого закона всеми гражданами и юридическими лицами России.

    Людям, получившим инвалидность, нужна полноценная поддержка со стороны государства. Правительство заботится о таких членах общества, предоставляя им помощь в виде попечительства, страхования, пособий, льгот, субсидий.

    Законы о защите инвалидов 2019 года, президентские указы содержат много воодушевляющей информации для этой социально уязвимой части общества. С нового года начал действовать перечень законов, которые оговаривают тип условий оказания подобных услуг, облегчения доступа к различным объектам, улучшения обслуживания лиц с таким статусом.

    Закон о льготах и пенсиях инвалидам в 2019 году

    Претерпел существенные трансформации Федеральный Закон о социальной защите инвалидов № 181-ФЗ в 2019 году. Разные пункты данного закона описывают льготы для инвалидов в 2019 году, отображают пакет услуг, полагающихся людям с инвалидностью, указывают положенные им гарантии и пр. Законами о пенсии инвалидам в 2019 году прописывается увеличение объемов пособий (согласно утвержденным нормам).

    К воплощению в реальность Федерального Закона об инвалидах 2019 года, регламентирующего стратегию соцзащиты на основании Конвенции прав инвалидов, правительство приступило с прошлого года, а продолжило его адаптацию в настоящем году.

    Федеральный реестр инвалидов в соответствии с законом 2019 года

    Федеральный реестр инвалидов в соответствии с законом 2019 года создан для повышения качества их жизнедеятельности, эффективности социального сервиса граждан, имеющих такой статус. База данных ФРИ будет содержать, например, данные:

    • о назначении группы;
    • о персональной схеме реабилитации;
    • о масштабах расстройства функций организма;
    • об уровне нетрудоспособности человека;
    • о мерах соцзащиты.

    Эта информация будет поступать из Центрального бюро МСЭ, Фонда соцстрахования и подобных госструктур. ФРИ должна стать универсальным информационным источником для всех организаций, занимающихся реабилитацией. В реестре будет присутствовать информация (как гласит закон) также о детях инвалидах, в 2019 году и в предыдущих годах получивших свой статус.

    Ведется активная работа, касающаяся подсоединения к системе всех уполномоченных доноров информации, официальных пользователей данных ФРИ. На протяжении текущего года планируется значительная оптимизация нормативно-правовой базы, благодаря чему появится возможность предоставлять надлежащий сервис на основании фактов, полученных из ФРИ. Людям, имеющим группу, не придется демонстрировать дубликаты документов, которые подтверждают их статус, при оформлении льгот или запросе других услуг. Все материалы из реестра конфиденциальны, они представляют собой юридическую ценность, защищаются государством в соответствии с законами РФ об информационных технологиях.

    Оснащение входов пандусами в 2019 г. в соответствии с законом об инвалидах

    Лица с «лимитированными» возможностями (например, колясочники) ежедневно сталкиваются с проблемами перемещения по городу. Аптеки, поликлиники, магазины и прочие структуры обязаны, согласно новому Закону 2019 г. о пандусах для инвалидов, обеспечить гражданам со стесненными физическими возможностями надлежащие условия для проникновения в свои помещения.

    Случается так, что оснастить вход пандусом, оборудовать здание специальным лифтом не представляется возможным. Правительство учло этот момент, выдвинув требование к таким учреждениям и службам оказывать «замещающий» сервис, например:

    • организовывать доставку необходимой продукции на дом;
    • сотрудничать с соцработниками, которые помогут колясочнику или незрячему человеку попасть в здание;
    • обеспечить людям возможность делать заказы товаров по интернету, получать их через курьера;
    • предоставлять отдельные категории услуг дома.

    Широкие дверные проемы, подъемники необходимо планировать в проектах всех новых зданий, предусматривать их как часть капстроительства. Если зафиксируется их отсутствие, то такой проект не сможет быть одобрен. Этого требует закон «О защите прав инвалидов» № 181-ФЗ (действующий в ред. от 2019 г.), ст. 15:

    «…разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов … без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются».

    Обязанность оснащать пандусами подъезды многоэтажек спальных кварталов возлагается на компании-управители, обслуживающие эти дома. Если объект уже введен в эксплуатацию или его невозможно переоборудовать, то с соцслужбой необходимо согласовать варианты предоставления альтернативного сервиса, иначе владелец здания будет привлечен к административной ответственности.

    Места для инвалидов на парковках в соответствии с законом 2019 года

    Непременность выделения мест для инвалидов на парковке в законе 2019 года также упоминается. Если здоровый человек воспользуется таким местом, он должен будет заплатить штраф, поскольку данный поступок расценивается как нарушение закона. Инвалидам разрешается парковать свои авто на отведенных для них участках или на общей парковке.

    Федеральный Закон о защите инвалидов (с изменениями 2019 года) предписывает организовывать специальные льготные парковки у всех социально весомых структур – аптечных, торговых точек, супермаркетов, банков, госпиталей и пр. На автостоянках обязательно следует выделять 10% парковочной территории и более, помечая ее указателями:

    1. знаком № 6.4;
    2. таблицей № 8.17;
    3. особой разметкой 1.24.3 (она представляет собой прямоугольник 1,6 х 0,8 м с соответствующим рисунком внутри).

    Удостоверение, доказывающее инвалидность, должно быть с человеком всегда, ведь сотрудники ГИБДД имеют право проверить его наличие. Хотя Федеральный Закон 2019 г. о защите прав инвалидов не требует оснащать машину специальной наклейкой, все-таки желательно, чтобы она присутствовала на лобовом окне автомобиля.

    Закон также учитывает тот факт, что многие инвалиды используют для перемещения не только автомобили, приспособленные под их персональные особенности, но и обыкновенные такси. Их могут подвозить также родственники, знакомые либо друзья на своих машинах. Правительство принимает во внимание данный факт, разрешая водителю пользоваться специальной парковкой (даже временно крепить на стекле авто соответствующий знак) исключительно тогда, когда он перевозит инвалида.

    Программа «Доступная среда» для инвалидов на основании закона 2019 г.

    Комплекс специальных мер, направленных на качественную реабилитацию, лечебно-педагогические действия по отношению к инвалидам, называется программой «Доступная среда». Она преследует такие цели:

    1. Расширение спектра реабилитационных учреждений, улучшение сервиса.
    2. Подготовка профессиональных кадров для работы с людьми, имеющими инвалидность.
    3. Оптимизация процедуры медэкспертизы, обязанностью которой является определение степени нарушений здоровья.
    4. Внедрение международных разработок, инновационных концепций соцзащиты.

    Закон о «Доступной среде» для инвалидов на 2019 год обещает увеличение инвестиций на поддержку этой программы. Планируется выделить около 52 919 205,8 тыс. руб. Документ возлагает функции наблюдения за надлежащей реализацией пунктов программы на органы власти, уполномоченные осуществлять госнадзор за качеством услуг.

    Новый Федеральный закон 2019 г. об образовании детей-инвалидов в России и взыскании алиментов на ребенка

    Законы 2019 года о детях-инвалидах в России предусматривают увеличение льгот, повышение выплат, расширение границ прочих мер соцзащиты. Как и прежде, таким ребятам полагаются преимущества при поступлении в вузы. Абитуриента, имеющего группу инвалидности, должны зачислять вне конкурса (если вступительные экзамены сданы успешно). Закон об образовании детей, в т. ч. инвалидов в 2019 году позволяет учиться им совместно со здоровыми детьми, если действующие программы не сказываются негативно на самочувствии. Допуск на обучение в обычной школе выдается врачами, психологами, педагогами. Вердикт выносится после ряда соответствующих диагностических процедур и тестирования.

    Могут формироваться специализированные группы или классы, также может организовываться домашнее обучение по персональной программе. Согласно Федеральному Закону 2019 г. о детях инвалидах, родители или опекуны могут подать прошение о том, чтобы государство компенсировало расходы, связанные с репетиторскими занятиями для ребенка, организацию вспомогательных услуг, касающихся образовательного процесса.

    Порядок взыскания алиментов на ребенка инвалида (по новым законам 2019 года) сохранит свои основополагающие принципы. Родитель, не проживающий с ребенком, должен содержать его даже после достижения им 18-летнего возраста.

    Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

    Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

    Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

    Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

    Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

    Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

    Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

    Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

    Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

    Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

    Платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

    Платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

    Платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    Оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

    Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

    Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

    Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

    Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

    Федеральный закон от 24.11.1995 n 181-фз (ред. От 29.12.2015) "о социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

    Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

    Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.12.2015) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

    24.Структура социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях (на примере УР)

    Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социаль­ного обслуживания; территориальные центры социальной по­мощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подрос­тков; дома ночного пребывания; геронтологические центры.

    Федеральный уровень системы социальный защиты РФ

    Президент УР - Правительство УР - Министерство социальной защиты УР - агенства, фонды и т.д.

    25. Непрофессиональный характер социальной работы

    Непрофессиональные формы социальной работы на протя­жении столетий претерпевали изменения - от конкретных ви­дов помощи, поддержки, защиты в рамках небольших сообществ (рода, племени) до более масштабных, цивилизованных, полу­чивших признание (призрение, благотворительность и т. д.).

    Благотворительность понимается в двух смыслах. В узком смысле как оказание частными лицами или организациями без­возмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, а в широком смысле - как безвоз­мездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и других ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

    Становление и развитие профессиональной социальной работы (осуществляемой систематически людьми, получивши­ми специальное, среднее специальное или высшее образование) в настоящее время также сочетается с непрофессиональной со­циальной работой, которую ведут отдельные люди, те или иные организации и учреждения путем оказания разовой помощи, благотворительности и т. д.

    Тяжелый кризис российского общества 1990-х гг. и раз­вал крупных отраслей промышленности побудили людей к попытке самостоятельного решения чрезвычайно острых социально-экономических про­блем современной российской жизни: согласно данным репре­зентативного опроса, проведенного среди 3340 респондентов исследовательским центром (Великобритания) в 1998 г., 61% российских граждан в период кризиса полагались только на себя, 14% - на семью, соседей, друзей и лишь 12% - на госу­дарство. Люди начали объединяться, создавая инвалидные, ве­теранские, женские, семейные, образовательные и антикризис­ные центры по оказанию социальных услуг своим членам. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, число общественных объединений, зарегистрированных в Рос­сийской Федерации на 1 января 2010 г., составляло 119 247 и некоммерческих организаций 79 988.Группы самопомощи - это небольшие, привязанные к оп­ределенному месту группы, члены которых, имея общие соци­альные, психологические, медицинские, экологические пробле­мы (потребности), решают их сообща, помогают друг другу. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует наиболее активный из будущих членов (реже - социальный ра­ботник). Каждый участник такой группы одновременно и при­нимает помощь от других членов, и сам ее оказывает, воплощая в жизнь принцип взаимопомощи. Цель работы в группе - смяг­чение влияния негативных явлений, а не полное их преодоле­ние (что невозможно), поддержка человека, а не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным жизнен­ным навыкам, а не полное отрицание прошлых норм жизни.